В декабре вас согреет Out of Compo 2020 (18+)


19 декабря 2020 года будет проводится одно из самых необычных состязаний художников — Out of Compo. Вероятно, что многие уже знакомы с этим конкурсом, а возможно даже участвовали в нём и даже побеждали. Будет очень круто, если и в этом году будет большое количество работ от вас. Надеюсь, вы еще не забыли хоткеи в своем любимом графическом редакторе? Тогда протираем экраны от пыли и вперед, создавать шедевры!
В этом году принимаются графические работы в одну номинацию для следующих компьютеров:
  • ZX-SPECTRUM
  • COMMODORE 64
  • БК-0010/11М
  • ВЕКТОР-06Ц
Основная информация размещена на официальном сайте(18+). Прием работ открыт на сайте events.retroscene.org, так же вы можете отправить работу электронной почтой. Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях, либо любым удобным вам способом.

Микроконтроллер Nintendo "Game and Watch" или как ускорить инкремент

В первых наладонных электронных играх Nintendo — Game & Watch (которые в СССР клонировали в виде «Волк ловит яйца» и т.п.) в качестве процессора использовались 4–битные микроконтроллеры Sharp серии SM–5xx

Например в популярных версиях про Микки–Мауса, морячка Попайя или Donkey Kong–а трудился чип SM–510.
Счётчик команд в этом чипе был сегментированным и в пределах сегмента адрес команды был 6–битным (значения от 0 до 63).
Традиционно счётчик команд при переходе к следующей инкрементируется, т.е. увеличивается на единицу и многие сочли бы это одним из самых простых арифметических действий для такой задачи, однако создатели Sharp SM–510 посчитали инкремент 6–битного счётчика слишком долгой операцией и упростили её.

Читать дальше →

Возможный процессор тетриса (Brick Game). Holtek - HT1130.

В интернете существует немало информации о таких знаменитых ретроигровых системах типа NES, ZX Spectrum, Sega и так далее. Все их схемы, примеры программного кода существуют в открытом доступе и найти их при должном желании не составит труда.
Однако, существует ещё одна игровая система, которая в странах СНГ не уступала по популярности вышеперечисленным (а то даже и превосходила их), но об её устройстве практически ничего не известно. Это Brick Game (более известный как просто Тетрис).
Мои попытки найти хоть какую-то информацию о процессоре этого замечательного устройства долгое время не были успешными. Однако, я наткнулся на тему форума nesdev.com — Brick Game, где поднималась эта тема.
Оттуда я понял, что в качестве процессора в таких устройствах, выступал 4-битный микроконтроллер HT1130 от китайской компании Holtek. Или его аналоги. На картинке ниже, под каплей компаунда находится кристалл HT1130.



Поискав информацию об этом микроконтроллере, я наткнулся на его даташит — Datashet HT1130
Из даташита и официального сайта Holtek — holtek.com, я понял, что этот микроконтроллер использовался в основном для настольных часов. Для него есть программатор, он имеет 32 вывода для управления ЖК дисплеем, порты ввода (очевидно, что для кнопок) и вывода, отдельные выводы для звуковой пищалки, тактовую частоту до 1 МГц, прошивка пишется на ассемблере в собственной IDE от компании Holtek. Но самого микроконтроллера в продаже не имеется. Не мог найти даже на Aliexpress.

Более подробный обзор (только в теории ибо для практики я не мог его найти) вы можете посмотреть в видео ниже. Обзор архитектуры и
даташита начинается со времени 5:40. Заранее извиняюсь за сумбурное изложение в видео. Моё первое всё-таки =)

Забытые советские технологии - оживают в полдень 21 века

Наверняка многие из читающих знакомы с советским калькулятором серии МК52, МК61. И вероятно кто-то из вас помнит что Лунный Коршун, не птица и не название космического корабля. Все это когда то невероятно увлекало и меня и моего товарища по несчастью, проделавшего накануне приличную работенку по адаптации исходного кода эмулятора МК61 на платформу stm32 mk61s gitlab.
Макет МК61s в корпусе МК52

Читать дальше →

Профи 3.2. Еще один суперспектрум.

Год: 1991
Процессор: Z80 3,5 — 7 МГц
ОЗУ: 512 — 1024 Кб
ПЗУ: 64 Кб
Графика: 256x192x15, 512x240x2
Звук: AY-3-8910

Profi 3.2 это суперспектрум. Т.е. компьютер совместимый с ZX Spectrum 128K, но при этом значительно мощнее его. Процессор компьютера Профи может работать на двух тактовых частотах: 3.5 МГц и 7 МГц. Тактовые частоты переключаются кнопкой за задней стенке компьютера. На плате компьютера установлено 512 Кб оперативной памяти. При желании память можно увеличить до 1024 Кб, дополнительные микросхемы ставятся вторым этажом. Профи умеет отключать ПЗУ из адресного пространства, что позволяет использовать операционную систему CP/M. Профи поддерживает дополнительный видеорежим 512x240x2, который позволяет комфортно работать с программами для CP/M.

Читать дальше →

ПИ 8 бит - Сцены.

Написал программу, которая по сценарию двигает персонажей, двигает синхронно музыке, выводит диалоги синхронно музыке, изменяет любые параметры персонажа, жизни, деньги, уровень.

Теперь я, как режиссер :), заставляю эти пиксели бегать по сцене.

Почти демо. :)

Добавил больше графики, больше деталей на уровне, больше музыки.

Взлом карманного компьютера "Электроника МК-85"

Электроника МК-85 это советский карманный компьютер. Не калькулятор, не записная книжка, не бейсик машина. На нам можно программировать в машинных кодах. В компьютере установлен 16 битный процессор с системой команд PDP-11, процессор работает на частоте 2 МГц. В компьютере установлено ОЗУ объемом 2 или 6 килобайт, жидкокристаллический экран 60x7 точек, в ПЗУ объемом 32 Килобайта записан Бейсик, калькулятор и какие то неинтересные нам программы. Компьютер может работать в режимах: экономии и турбо. В режиме экономии компьютер потребляет до 20 мВт и может работать от аккумулятора от 80 до 220 часов.

Всё это очень здорово. Расстраивает только одна мелочь. Подключить МК-85 к компьютеру или каким либо внешним устройствам невозможно, так как у компьютера нет ни одного внешнего информационного разъёма. Проблема не в электронике, как раз в схеме компьютера предусмотрен внешний разъем, просто разъем не был установлен и разъем не был поддержан программно. Все (первые) программы и данные вводятся с клавиатуры и хранятся в памяти компьютера, пока не разрядится аккумулятор.

С одной стороны, работать на таком маленьком экране 60x7 точек неудобно, с другой стороны, это был самый доступный карманный компьютер в СССР. Он поступил в продажу в 1986 году и стоил всего 145 рублей. Это было дешевле любого компьютера.

Компьютер выполняет программы на Бейсике и хоть это было не предусмотрено разработчиками, но еще и в машинном коде. Запуск собственного машинного кода стал возможен благодаря ошибке в подпрограмме обработки нажатия кнопки [AC]. Если во время выполнения команды INPUT нажать клавишу [AC], а затем клавишу [EXE], то интерпретатор Бейсика сделает JMP на символ Бейсик программы следующий за выполнявшейся командой INPUT.

Читать дальше →

Преобразователь RGB в VGA на STM32F405

Уже десять или двадцать лет назад программисты научились формировать видеосигнал на микроконтроллере. Обычно для этого использовали SPI контроллер. Это такая штука, которая равномерно бит за битом передает данные из оперативной памяти на вывод микроконтроллера. Данные для отправки по SPI подготавливаются блоком и пока этот блок отправляется, процессор может заняться другими делами.

STM32F103


Я подумал, а можно ли использовать два SPI контроллера, по одному данные загружать со скоростью обычного телевизора, а по другому выгружать со скоростью VGA? Т.е. записать в память микроконтроллера STM32 поток данных (видеовыход) с тактовой частотой 10 МГц (для Ориона 128, там разрешение 384x256 50 Гц), а затем выдать его с частотой 18 МГц (VGA 800x600 56 Гц).

Я попробовал. Я использовал самый дешевый и массовый МК STM32F103 стоимостью 35 рублей (в Китае и давно). На STM32F405 я перешел позже.

Читать дальше →

Суперспектрум ALF

Однажды в Беларуси разработали суперспектрум ALF TV GAME, это гибрид Спектрума и Денди. У ZX Spectrum 48K было 4 основных недостатка, которые авторы решили в своём суперспектруме. Какие это недостатки?

1) Что бы загрузить игру, пользователю надо было каждый раз вводить сложную команду LOAD "". Даже современные пользователи не сразу понимают, куда нажимать на клавиатуре ZX Spectrum, что бы добиться результата. Нажимаешь L, O, A, D и… и что то не то.

2) Играть на клавиатуре было не удобно. Особенно, когда клавиши не нажимались, скрипели. Хочешь одну кавычку? Получи 3!

Поэтому авторы Эльфа заменили клавиатуру на геймпады.

3) Любая игра долго, нудно и не всегда загружалась с кассеты. 5 минут в детстве длились очень долго. Ватка со спиртом и расплющенная с одного конца спица от велосипедного колеса всегда была под рукой.

4) Любой мог скопировать игру и тем самым задушить зарождавшийся рынок программного обеспечения.

Поэтому авторы заменили кассеты на картриджи с ПЗУ.

Читать дальше →